«Улыбка Моны Лизы» - ретродрама о зарождении феминистского движения в 50-х годах. В консервативный колледж приезжает преподавать историю искусств Кэтрин Уотсон – незамужняя мисс тридцати лет и свободных нравов. Разрушение порядков в колледже начинается с малого – с изучения не Микеланджело, а Ван Гога и Пикассо. Потом деловитая преподавательница берет в оборот и личную жизнь студенток, практикующих здоровую (а некоторые – прямо-таки нездоровую) стервозность и все как одна мечтающих выйти замуж (видимо, поэтому они и проявляют амбиции направо и налево, радуясь последней возможности). Кэтрин же Уотсон пытается культивировать в них стремление не к замужеству, а к карьере. Кое-кому это, конечно, не нравится – например, всему преподавательскому составу и одной замужней девушке (Кирстен Данст), которая пишет о мисс Уотсон довольно корявые по стилю разгромные статьи в местную газету.

Вся идейная сторона фильма проста как три рубля и позволяет с легкостью вникать в идейные споры даже тем, кто слово «эмансипация» только в орфографическом словаре видел. Герои при любом удобном случае радостно излагают друг другу свои убеждения – а то вдруг господа зрители не додумаются о том, что мисс Уотсон, например, приехала «не помогать студенткам найти свой путь, а навязывать собственный» (цитата). Боже мой, а мы-то ей так верили.

С другой стороны, есть такие люди, которых одна улыбка Джулии Робертс вводит в блаженный транс. Вот им и нужно смотреть это кино. Потому что в отрыве от волшебной Джулии фильм достаточно бездарный и неоригинальный. Актрисы второго план (Мегги Джиленхаал, Джулия Стайлз , Кирстен Данст) тоже хороши, а вот актеры-мужчины ничем особо не выделяются. Впрочем, чего еще ожидать – фильм-то о женщинах, и, видимо, для женщин. Во всяком случае, мужчину, без иронической ухмылки на лице слушающего монологи Робертс о тяжелой доле домохозяек и откровения Стайлз о своем предназначении, я представить не могу. Да, наверное, и не надо. Зачем он нам, такой мужчина, нужен, правда, девушки? Айда лучше Ван Гога изучать.